Единственным конкретным результатом встречи президентов Франции, России и Германии в Санкт-Петербурге стало адресованное США требование: главную роль в восстановлении Ирака должна играть ООН.
Демонстративное единство царило на встрече президентов Франции и России Жака Ширака и Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шрёдера в Санкт-Петербурге. Вот только никаких собственных предложений об участии своих стран в послевоенном обустройстве Ирака участники саммита не внесли. Единственным конкретным результатом встречи стало адресованное США требование: главную роль в восстановлении Ирака должна играть Организация Объединённых Наций.
Шредер – против обострения отношений между США и Германией
Единство единством, но в подтексте можно было расслышать и различия в позициях. Например, канцлер Шрёдер делал всё, чтобы не допустить домыслов о создании нового тройственного союза или, если угодно, оси Париж-Берлин-Москва. Он однозначно не хочет дальнейшего обострения разногласий между европейскими противниками войны и её сторонниками, между США и Германией.
Канцлер не исключает участия Германии в послевоенном обустройстве Ирака. Войскам союзников Герхард Шрёдер отводит роль гаранта порядка, именно они должны положить конец хаосу и анархии в стране. А вот социальное и политическое обустройство, по мнению канцлера, следует поручить ООН.
Ширак – за возвращение к многополярному мировому порядку
На таком разделении функций и полномочий настаивает и Жак Ширак. Но он был куда более резок в выражениях.
Так, президент Франции счёл нужным напомнить, что США начали войну без международно-правовой легитимации. Он предостерёг против односторонних действий и призвал все страны вернуться к многополярному мировому порядку.
Путин: в действиях США есть элементы колониализма
И, пожалуй, резче всех выступил на саммите президент России Владимир Путин. Он даже усматривает в действиях США элементы колониализма. Путин не преминул напомнить о том, что оружия массового уничтожения в Ираке так и не найдено. А ведь именно разоружение Ирака и выдвигалось как оправдание войны. Эти жесткие вербальные атаки явно предназначались для внутреннего употребления, ведь российская общественность занимает очень критическую позицию по отношению к действиям США.
Но Путин - прагматик и всегда оставляет себе пути к отступлению. Например, он готов подумать о требовании Вашингтона списать Ираку его довоенные долги. Эта часть речи Путина явно предназначалась для внешнего употребления. Именно так российскому президенту и удаётся выдержать шпагат между Европой и Америкой.
Франция, Россия и Германия остались верны своим позициям
Путин назвал встречу в Санкт-Петербурге "исторической". Оправдано ли такое определение? Пожалуй, нет. Для этого тройка противников войны должна была внести собственные предложения, конкретно определить свой вклад в восстановление нормальной жизни в Ираке. Одних теоретических призывов к укреплению роли ООН явно недостаточно. Но и "саммитом проигравших" встреча в Санкт-Петербурге не стала. Несмотря на победные реляции из Багдада, Франция, Россия и Германия остались верны своим позициям.
Пожалуй, точнее всех сформулировал их Герхард Шрёдер. Он подчеркнул, что европейцы на собственном кровавом опыте убедились, что конфликты надо решать мирными средствами. Именно поэтому так называемая "старая Европа" требует, чтобы Организация объединённых наций и впредь оставалась дееспособным гарантом международного права.
Немецкая волна